В последний месяц мы стали свидетелями невиданных в истории акций массового протеста в развитых, передовых странах мира – в США, в Западной Европе, в Израиле, в Австралии. Многотысячные демонстрации и митинги, начавшись в США, самой богатой стране мира, проходят в 600 городах планеты! Люди протестуют против алчного банковского капитала и намерения властей остановить кризис за счет народа, за счет сворачивания важнейших социальных программ и ликвидации множества рабочих мест. И демонстрации до сих пор не прекращаются. Часто протестующие разбивают на улицах палатки и живут в них.
В России людям очень трудно найти объяснение этому явлению. Трудность эта объясняется среди прочего тем, что большинство россиян имеет искаженное представление о жизни в развитых странах, как о жизни богатой и благоустроенной. Исключение составляют российские оппозиционные «либералы» (по западным меркам они близки к правым радикалам), у них уже готово объяснение: зачинщики бунтов — коммунисты и неонацисты, а поддерживают их люди, которые не хотят или не умеют работать. Но это объяснение не годится для понимания причин движения, охватившего практически весь т.н. «первый мир». Да и неспособны не желающие и не умеющие работать люди к массовым и упорным солидарным действиям, связанным к тому же с немалыми рисками для здоровья, а то и жизни. Наглая ложь российских «либеральных» оппозиционеров выглядит особенно забавно на фоне последних сообщений из США о том, что американские миллиардеры присоединяются к движению протеста с требованием лишить их налоговых льгот и ужесточить прогрессивность налоговой системы. На их плакатах красуется лаконичная надпись: «99% + 1%!». Подразумевается, что 1% — это самые богатые люди страны. Мотивы сторонников этой акции понятны, но тут важнее всего цифра 99%, свидетельствующая о том, что богатейшие предприниматели признают, что акцию протеста поддерживает большинство населения. Потому они к ней и присоединились: лучше потерять часть, чем рисковать лишиться всего!
Я живу на Западе с 1972 года. Во время «перестройки» и до 2004 года, я по полгода жил в России, возвращаясь летом и зимой в Германию, где оставались жить дочь и внук. После того как Путин был «переизбран» президентом на второй срок, я фактически второй раз эмигрировал на Запад. В 2009 году вслед за дочерью мы с женой перебрались в США. Ранее около года я прожил в Италии, бывал, разумеется, и в других западных странах. Говорю об этом для того, чтобы уведомить читателей, что Запад знаю не понаслышке.
Так каковы же были причины, подтолкнувшие людей в развитых странах к беспрецедентному по массовости и упорству протесту?
Вначале был жор
В годы перед мировым кризисом крупнейшие Транснациональные Корпорации (ТНК) начали жадно, торопясь, пожирать друг друга, образуя гигантские монополии. «Жор» – лучше слово для этого действа. Сообщения об очередном заглоте приходили чуть ли не ежедневно. И каждый раз сообщалось о сокращении десяток, а то и сотен тысяч рабочих мест в проглоченных компаниях. Одновременно слабела конкуренция на рынках, росли цены и ухудшалось качество продукции. Капитализм давил, зажимал свою самую позитивную составляющую – свободный рынок.
В 70-х годах прошлого столетия, когда я эмигрировал из Советской России, марки крупных фирм: «Мерседес», «Сименс», «Сони» и т.д. воспринимались как знак качества, но сейчас это уже далеко не так. Рост безработицы в развитых странах усиливался еще и по той причине, что ТНК переводили многие свои производства в страны третьего мира, к дешевому труду. Перевод производства в третий мир уменьшает и отчисление налогов в казну западных стран. Из-за этого приходится урезать социальные программы и субсидии на здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение.
До периода обострения «жора» демократические государственные механизмы худо ли бедно придерживали экспансию капиталов или смягчали разрушительное действие этой экспансии. Но сейчас, сошлюсь на Джорджа Сороса, «международный капитал уходит от политического или общественного контроля. Мир, — пишет Сорос, — вступил в период глубокого дисбаланса, в котором ни одно государство не может противостоять силе транснациональных корпораций и мировых финансовых рынков». («Кризис мирового капитализма», Москва,1999, с. ХХIV) Писалось это в 1998г.! «Финансовые рынки склонны к эксцессам, – продолжает Сорос, – и если быстрая смена подъема и спада деловой активности выходит за определенные границы, то равновесие уже никогда более не вернется к прежнему уровню. Вместо маятникообразного движения в последнее время финансовые рынки действовали как брошенный камень, разрушая экономику одной страны за другой». (Там же, с. XIII) Читая тогда Сороса, многие думали, что он перегибает, пугает, но он оказался провидцем.
Между прочим, о России Сорос писал, что «в настоящее время (1998г.) она пережила полный финансовый крах. Этот крах представляет собой поистине ужасное зрелище, он будет иметь неисчислимые человеческие и политические последствия». Там же, с. IX) И Россия их уже имеет: возникшие в перестройку зачатки демократии полностью ликвидированы, а численность населения сократилась со 148 млн. человек в 1991г. до 120 млн. к 2008 году, т.е. на 28 млн.! (Доклад руководителя кафедры демографии МГУ Анатолия Антонова, РИА «Новости»,12.7.2008). За прошедшие с того времени три кризисных года население уменьшилось минимум еще на 4.9 млн. По данным доклада экспертов ООН «Россия перед лицом демографических вызовов», опубликованного в апреле 2009 г., население России ежегодно в среднем уменьшается на 1 млн. 650 тысяч. И как признал Д. Медведев, в ближайшие 15 лет страну ждет новый, чрезвычайной силы демографический провал. «Будут сказываться последствия глубокого демографического спада начала 90-х годов, так как из-за этого спада значительно сократится в ближайшие годы число женщин «репродуктивного возраста». «Это – серьезная угроза, вызов для всей нашей нации!» – подчеркнул Медведев.(Март, 2011) Естественно, никаких данных он не привел, потому они, очевидно, очень уж страшные.
Укрупнение молекул – признак старения
Пора отметить самое главное. Поедание корпорациями друг друга и возникновение вследствие этого еще более крупных «молекул» — корпораций, менее подвижных и динамичных, означает не что иное, как старение «организма», т.е. в данном случае капитализма. Убеждение иных людей, особенно много их в России, что капитализм может развиваться и совершенствоваться, оставаясь фактически бессмертным, противоречит природе всего сущего. Все, что когда-либо рождается, рано или поздно умирает. И все родившееся организмы (в том числе и социально-экономические уклады) имеют определенные базовые, формообразующие черты. Для капитализма это, прежде всего, господство наемного труда, когда работник не владеет продуктом своего труда, средствами производства и не участвует в управлении трудовым процессом, но в отличие от крепостного работника (при феодализме) свободен менять хозяина и работу.
Вернемся к вопросу о причинах возникновения массового протеста против существующих социальных условий жизни. Вот некоторые цифры, помогающие найти ответ на этот вопрос.
По данным Бюро переписи населения США(US Census Bureau), за период с 1999 года по 2004 год средний доход на домохозяйство снижался ежегодно на 3.8%. За этот же период стоимость жилья, медицинского обслуживания и ухода за детьми росла в год на 9.2%. И это при том, что в это же время производительность труда в США росла на 3% ежегодно! (Интернет-агенство Washington ProFile. Выпуск от 29.04.06, № 36) В апреле 2006 года газета Нью-Йорк-Таймс опубликовала сенсационную для США новость: впервые за всю историю страны, человек, занятый полный рабочий день, но получающий минимальную зарплату, не в состоянии оплатить аренду однокомнатной квартиры в любой точке США. Ныне подобный рабочий зарабатывает $10,5 тыс. в год. Для сравнения топ-менеджер корпорации Halliburton получает $8,3 тыс. в час, а его коллега из Exxon-Mobil — около $13,7 тыс. в час. («Washington ProFile», 20.04.06)
Патриция Келсо, соавтор знаменитой на Западе программы ИСОП (ESOP) (План передачи собственности работникам), пишет в предисловии к русскому изданию книги «Демократия и экономическая власть» (Москва, 1993), в которой излагаются принципы и механизмы ИСОП:
«Теперь Запад не может более скрывать бедность, которая, как морская вода в корабле, получившем пробоину, затопила трюм и уже грозит пассажирам на средних палубах. В США, например, поколением раньше матери малолетних детей обычно не работали вне дома: заработка мужа хватало на семью, а при бережном ведении хозяйства — и на скромный отдельный дом. Сейчас же даже бездетной паре не обойтись без двух или нескольких источников дохода. В 1950 году 7 американцев из 10 могли позволить себе новый дом среднего качества и размера; к 1970 году собственный дом стал недосягаемой целью для 4 из 5 американцев. На начало 90-х годов миллионы американцев, которых никто не считал, вовсе не имеют крыши над головой и ночуют в автомобилях, в приютах или на улицах».
Летом 2009 года мы с женой, как я уже говорил, переехали из Мюнхена в США и поселились в городе Монпелье, столице штата Вермонт, граничащего с Канадой. И в Вермонте, я понял, насколько бедно живет большинство американцев. Притом что работают они напряженно, часто на двух работах, да еще и трудятся по дому. Нередко свои дома сами строят. И при этом не пьют и наркотики не употребляют. За 2 с половиной года в Вермонте я ни разу не встречал пьяного человека или под наркотиками.
Поражает жилой фонд провинции. Дома, чаще всего одноэтажные, часто представляют собой по фроме деревянные вагончики. И у всех почти жилищ стены сложены из досок и гипсокартона, между досками и картоном неплотный утеплитель. Летом в помещениях очень жарко, зимой – холодно, и приходится вовсю жечь газовые камины и/или электрические нагреватели, а летом – запускать кондиционеры. В результате затраты на электричество и газ поглощают значительную часть семейного бюджета. Многие жители поэтому топят печи и камины дровами. Электричество, как правило, доставляется по проводам, подвешенным на деревянных столбах. При ураганных ветрах, которые часто случаются в Америке, на провода падают тяжелые сломанные ветви или деревья целиком, и жители остаются без электричества. В результате недавнего урагана «Айрин» в Вермонте ветром и водой было снесено несколько поселков, только фундаменты остались.
Большинство дорог между домами и селениями – грунтовые, а местные асфальтовые дороги покрыты трещинами и выбоинами. Хайвеи – другое дело, их покрытие качественное.
За другими подробностями отсылаю читателей к двум моим очеркам «США — впечатления переселенца». (См.: www.belotserkovsky.com, раздел «Неподцензурные статьи»). Условиям жизни в США и в Западной Европе я посвятил много страниц и в книге «Путешествие в будущее и обратно», которая также выложена на моем сайте.
Америка вновь первая
Во время кризиса, начавшегося в 2008 году, обнищание американцев еще более усилилось. Барак Обама пытается сейчас выправить положение, но встречает упорное сопротивление республиканцев, представляющих консервативные круги и большие капиталы, и имеющих большинство голосов в Палате Представителей Конгресса. Показательны для положения в стране и сами по себе принимаемые Обамой меры. 50 миллионов американцев не имеют медицинской страховки и Обама пробивает в Конгрессе реформу, чтобы дать этим людям государственное страхование, но республиканцы стоят насмерть. Обама пытается отменить налоговые льготы для богачей, введенные Дж. Бушем младшим, – вновь свирепое сопротивление республиканцев. Их главный аргумент – лишение предпринимателей налоговых льгот уменьшит инвестиции в экономику и увеличит безработицу. В прошлом этот аргумент имел еще какие-то основания, но сейчас предприниматели все «лишние» деньги инвестируют в экономику стран с дешевым трудом, увеличивая таким образом свои прибыли.
Но тут я считаю нужным оговориться, что многие недостатки в США и бедность значительной части населения объясняются, кроме всего прочего, колоссальным тратами на военные нужды. США в XX веке, когда разросся их военный бюджет, по существу защищают не только и не столько себя, сколько другие цивилизованные, демократические страны. Во Вторую Мировую США отдавали все силы борьбе с нацистской Германией, Италией, Японией и их союзникам, после мировой войны боролись со сталинским «красным фашизмом». Защищали Турцию и Югославию, которых сталинская Россия хотела захватить под свой контроль. Защищали Южную Корею и Южный Вьетнам, на которые напали их северные соотечественники, вооруженные и подталкиваемые сталинской Россией. Защищали Западный Берлин, подвергнутый жесткой блокаде советскими войсками. Помогала Америка защищаться от советского вторжения Афганистану и освобождала Кувейт от иракских оккупантов, спасала Боснию и Косово от сербских фашистов, постоянно помогает обороне Израиля, борется с террористами Аль Каиды, защищает Грузию от России, стремящейся воссоздать свою империю. Большие средства тратят США и на помощь своим союзникам из числа бедных стран и стран, подвергавшихся нападению различных агрессоров.
Конечно, военный бюджет США завышен из-за алчности корпораций, выполняющих военные заказы, но уж тут ничего не поделаешь, пока капитализм господствует в мире.
Сейчас Барак Обама форсирует полный вывод войск из Ирака и Афганистана, и одна из причин спешки – переброска высвобождаемых средств на реформы для подъема жизненного уровня американцев. <br.
</br.
И Европа не выдержала
Как мы знаем, протестное движение вслед за США охватило и Европу. Когда я в 1974 году приехал в Западную Германию, она по сравнению с США, где я прожил перед тем около года, представлялась верхом благоустроенности и социальной обеспеченности. Но, начиная с 80-х годов, все это в Германии пошло вниз, и социальные программы начали демонтироваться. В последние 15 лет в Германии и в других странах Западной Европы из-за роста цен стала уменьшаться реальная зарплата наемных работников. Начал увеличиваться и рабочий день, и усилился рост безработицы, главным образом из-за перемещения капиталов и рабочих мест в «третий мир». В Германии было облегчено увольнение наемных работников, стали сокращаться пособия по безработице и продолжительность их получения, началось поэтапное увеличение пенсионного возраста: с 60 до 67 лет для женщин и с 65 до 70 для мужчин. Для безработных была узаконена оплата временной работы — 1 евро за час! Факт – позорный для Германии. Позорным делом представляется и уменьшение оплаты медицинскими страховыми кассами работы врачей, что ведет к ухудшению обслуживания больных. Причем самые крутые антисоциальные реформы в Германии проводило правительство социал-демократов Герхарда Шрёдера. Нынешнее коалиционное правительство Ангелы Меркель продолжает работу демонтажа «социальной экономики». Недавно узналось, что принято постановление властей, запрещающее государственным страховым кассам оплачивать дорогие лекарства. Врачи и пенсионеры в ужасе: в число дорогих попадают и лекарства от смертельно опасных болезней и от тяжелых хронических заболеваний. Необходимо тут не забывать, что начался весь этот процесс в условиях развивающейся экономики, еще до кризиса. И настолько, видимо, уже измучил людей этот процесс, за которым стоит старение капитализма, что они не выдержали и поднялись на протест, вслед за американцами. Пример бунтующих арабских стран дал им дополнительный толчок. Только наша Рассея продолжает спать от Волги и до Енисея. Причины понятны, но очень это грустно и тревожно. Ведь Россия первый «номинант» на развал и гибель.
В заключение первой части статьи, хочу отметить, что печальной стороной нынешнего движения протеста является отсутствие у этого движения реалистичной программы избавления общества от нищеты и других угрожающих явлений.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.